“Новые дети” глазами американского педагога
Дети всегда кажутся взрослым инопланетянами, непохожими, непонятными. Сегодня это ощущение уже не назовешь субъективным. Похоже, человечество в самом деле вступает в новую эру, и новое поколение качественно отличается от своих родителей, учителей. Нам важно понять и принять это отличие. Важно изменить школу, приспособить ее к особенностям мышления, мировоззрению наших учеников. Однако не все может измениться. Детям по-прежнему нужно то, что поддерживает в них человеческое, не зависящее от уровня технического прогресса и всемирной глобализации. Доброжелательные, увлеченные учителя, школа, обращающаяся к чувствам, а не только дающая знания.
Кибер-киндер
Джейсон Фрэнд – директор школы, учитель с тридцатилетним стажем. Видя, как сильно изменились его ученики в последние годы, опытный учитель не стал оценивать этот процесс, принижать или, напротив, возвеличивать новое поколение. Он просто выделил 10 принципиально новых идей в представлениях и ценностях школьников XXI века. Все они оказались связаны с распространением компьютерных технологий.
Принцип первый: компьютеры – не техника
Алан Кэй, один из создателей Макинтоша, когда-то сказал, что техника – это то, чего не было, когда мы родились. Если вы можете вспомнить, когда впервые воспользовались тем или иным прибором, он является для вас техническим устройством. Если же что-то с детства существует как нечто само собой разумеющееся, то и воспринимается это иначе. Для большинства из нас телефон, автомобиль, телевизор – уже не техника. И точно так же для наших детей компьютеры, Интернет, сотовая связь – это не продукты технического прогресса, а приметы обыденной жизни. Молодежь осваивает последние модели телефонов и компьютеров, даже не открывая инструкцию или учебник – словно вспоминает то, что знала с рождения.
Принцип второй: Интернет лучше телевизора
В 1998 году, впервые с момента начала работы телевещания, сократилось время, проводимое подростками перед телеэкраном. Освободившиеся часы ребята просиживают перед другим экраном – монитором компьютера, бродят по Интернету. Это объясняется интерактивностью Всемирной паутины, легким доступом к любой информации. Именно к Интернету прежде всего обращается современный школьник при подготовке доклада или реферата, при выборе фильма или модели телефона, выясняя, где все это купить и что происходит в мире.
20 лет назад Нейл Постман в книге “Позабавимся до смерти” объяснял успех телевидения тем, что оно упрощает проблемы и не требует умственных усилий, необходимых для понимания письменного текста. Однако сегодня молодые люди неимоверно много читают и пишут, пользуясь электронной почтой, SMS-сообщениями, беседуя в чатах и форумах. К сожалению, большинство из них свято убеждены: все, что им может понадобиться, есть в Интернете.
Однако в мировой сети огромное количество не только качественной, но и совершенно недостоверной информации, и, чтобы найти достоверную, нужно перелистать сотни страниц, потратить уйму времени. Не владея специальными технологиями поиска, ребята хватаются за первую предложенную им страничку и не отделяют факты от домыслов. Они не обращаются к традиционным печатным источникам информации, хотя там-то всегда можно узнать имя автора, дату публикации, найти имена рецензентов, экспертов, чего не скажешь про веб-сайты, которые часто публикуют сведения, не называя источник. А можно ли доверять такой информации? Получается, школьники действительно имеют доступ к морю фактов, но цена этого невелика, если они не умеют классифицировать информацию, относиться к ней критично и делать собственные выводы.
20 лет назад Нейл Постман в книге “Позабавимся до смерти” объяснял успех телевидения тем, что оно упрощает проблемы и не требует умственных усилий, необходимых для понимания письменного текста. Однако сегодня молодые люди неимоверно много читают и пишут, пользуясь электронной почтой, SMS-сообщениями, беседуя в чатах и форумах. К сожалению, большинство из них свято убеждены: все, что им может понадобиться, есть в Интернете.
Однако в мировой сети огромное количество не только качественной, но и совершенно недостоверной информации, и, чтобы найти достоверную, нужно перелистать сотни страниц, потратить уйму времени. Не владея специальными технологиями поиска, ребята хватаются за первую предложенную им страничку и не отделяют факты от домыслов. Они не обращаются к традиционным печатным источникам информации, хотя там-то всегда можно узнать имя автора, дату публикации, найти имена рецензентов, экспертов, чего не скажешь про веб-сайты, которые часто публикуют сведения, не называя источник. А можно ли доверять такой информации? Получается, школьники действительно имеют доступ к морю фактов, но цена этого невелика, если они не умеют классифицировать информацию, относиться к ней критично и делать собственные выводы.
Принцип третий: Реальности больше не существует
Есть старая поговорка: “Не верь ничему услышанному – и только половине увиденного”. Сегодня ее стоит усовершенствовать: “Не верь ничему услышанному и ничему увиденному”.
Триста лет назад, если человеку казалось, что он видит льва или морского змея, у него не было никакого способа узнать, существует ли его видение в реальности. С 1830 года после изобретения фотографии стало возможно однозначно устанавливать факт существования того или иного объекта. Но сегодня техника позволяет создать фотомонтаж чего угодно, а значит, мы больше не можем доверять ни фотоснимку, ни кинопленке, ни магнитофонной записи. Реальность превратилась в подобие электронного сообщения: получаешь и не знаешь, соответствует ли оно чему-то в действительности. Еще бы! Все чаще наша личная жизнь, бизнес строятся на электронной связи. Мы посылаем и получаем сообщения, и наша уверенность в реальности собеседника на другом конце связи становится иррациональной. Есть два способа проверки: установить существование отправителя или проверить достоверность содержания. Поэтому стало так важно доказать, что мы те, кем себя заявляем.
Проверка достоверности, безопасности сообщения не менее значима. Почтовый вирус столь же разрушителен, сколь и настоящая инфекция.
Получается, что, как и триста лет назад, мы не можем узнать, насколько реально то, что мы видим, не можем отличить факт от вымысла.
Триста лет назад, если человеку казалось, что он видит льва или морского змея, у него не было никакого способа узнать, существует ли его видение в реальности. С 1830 года после изобретения фотографии стало возможно однозначно устанавливать факт существования того или иного объекта. Но сегодня техника позволяет создать фотомонтаж чего угодно, а значит, мы больше не можем доверять ни фотоснимку, ни кинопленке, ни магнитофонной записи. Реальность превратилась в подобие электронного сообщения: получаешь и не знаешь, соответствует ли оно чему-то в действительности. Еще бы! Все чаще наша личная жизнь, бизнес строятся на электронной связи. Мы посылаем и получаем сообщения, и наша уверенность в реальности собеседника на другом конце связи становится иррациональной. Есть два способа проверки: установить существование отправителя или проверить достоверность содержания. Поэтому стало так важно доказать, что мы те, кем себя заявляем.
Проверка достоверности, безопасности сообщения не менее значима. Почтовый вирус столь же разрушителен, сколь и настоящая инфекция.
Получается, что, как и триста лет назад, мы не можем узнать, насколько реально то, что мы видим, не можем отличить факт от вымысла.
Принцип четвертый: Уметь лучше, чем знать
Еще совсем недавно считалось, что в среднем пятьдесят процентов профессиональной информации остается актуальной на протяжении многих десятилетий, то есть дольше, чем длится человеческая жизнь. Студент мог надеяться, что всю жизнь до пенсии будет пользоваться теми знаниями, которые приобрел в университете.
Цифровые технологии сжали пространство и время. Последствия событий, открытий, ошибок мгновенно отзываются повсюду. Во многих специальностях половина информации устаревает в течение года. В этих условиях реальные способности сотрудника гораздо важнее его диплома и прошлых достижений. Сегодня ценятся не знания (“сумма фактов, накопленных человечеством”), а умение работать с новой, сложной и противоречивой информацией.
Цифровые технологии сжали пространство и время. Последствия событий, открытий, ошибок мгновенно отзываются повсюду. Во многих специальностях половина информации устаревает в течение года. В этих условиях реальные способности сотрудника гораздо важнее его диплома и прошлых достижений. Сегодня ценятся не знания (“сумма фактов, накопленных человечеством”), а умение работать с новой, сложной и противоречивой информацией.
Принцип пятый: Опыт лучше, чем рассуждения
Для нашего поколения метод проб и ошибок в решении проблем казался слишком неэффективным, требующим лишних затрат времени и сил. Мы приступали к экспериментам, предварительно обдумав все данные, выстроив гипотезу, предусмотрев последствия. Но так вы никогда не выиграете в Нинтенду. Для победы в компьютерной игре надо постоянно пробовать, толкаться во все двери подряд, пока не найдешь нужную. Кратчайший путь к победе лежит через поражение, каждая неудача обогащает ваш опыт. И никакие инструкции не заменят его.
Мои ученики, впервые взяв в руки какой-нибудь сложный цифровой аппарат, не читают описание. Они сразу начинают нажимать на все кнопки, пробовать, что получится. Такой способ работы вызывает много вопросов. Можно ли методом проб и ошибок разобраться в противоречивой информации? Что будет делать ребенок, если привычный способ действий не даст результата? Окажется ли он способен на анализ ситуации?
Мои ученики, впервые взяв в руки какой-нибудь сложный цифровой аппарат, не читают описание. Они сразу начинают нажимать на все кнопки, пробовать, что получится. Такой способ работы вызывает много вопросов. Можно ли методом проб и ошибок разобраться в противоречивой информации? Что будет делать ребенок, если привычный способ действий не даст результата? Окажется ли он способен на анализ ситуации?
Принцип шестой: В жизни много дел
Подросток сидит перед телевизором, одновременно делает уроки, болтает по телефону и ругается с родителями. Он почти никогда не сосредотачивается на чем-то одном.
Когда я был ребенком (любимая фраза нашего поколения), мне не из чего было выбирать: существовало 2–3 телевизионных канала. Сейчас их десятки и даже сотни, если у вас есть “тарелка”. В Интернете тысячи сайтов. Не нравится один – кликни следующий. Наши ученики столько слышали о разных странах, культурах, идеях (пусть и поверхностно) – раньше это было доступно только активным путешественникам, самым образованным людям.
Наши каналы восприятия перегружены. Футурологи считают, что способность концентрировать внимание на одном факте, проблеме со временем станет встречаться все реже и превратится в роскошь, доступную немногим.
Что делать остальным? Учиться совмещать в сознании разные задачи. Например, говорить по телефону и одновременно читать электронную почту.
Когда я был ребенком (любимая фраза нашего поколения), мне не из чего было выбирать: существовало 2–3 телевизионных канала. Сейчас их десятки и даже сотни, если у вас есть “тарелка”. В Интернете тысячи сайтов. Не нравится один – кликни следующий. Наши ученики столько слышали о разных странах, культурах, идеях (пусть и поверхностно) – раньше это было доступно только активным путешественникам, самым образованным людям.
Наши каналы восприятия перегружены. Футурологи считают, что способность концентрировать внимание на одном факте, проблеме со временем станет встречаться все реже и превратится в роскошь, доступную немногим.
Что делать остальным? Учиться совмещать в сознании разные задачи. Например, говорить по телефону и одновременно читать электронную почту.
Принцип седьмой: Печатать лучше, чем писать
Моего сына очень трудно заставить написать письмо бабушке. Он возмущается: “Пусть у нее нет
е-мейла, но почему нельзя напечатать письмо и вывести на принтер?” Ему непонятно пристрастие к написанному от руки тексту, интерес к почерку.
Мое поколение с малолетства часами писало на бумаге. Теперь дети почти с рождения стучат по клавиатуре. Напечатанный текст легче читается, в нем меньше ошибок (спасибо программе проверки грамотности). Он дольше хранится, с ним легче работать (поиск по ключевым словам, изменение порядка слов, частей и т.п.).
е-мейла, но почему нельзя напечатать письмо и вывести на принтер?” Ему непонятно пристрастие к написанному от руки тексту, интерес к почерку.
Мое поколение с малолетства часами писало на бумаге. Теперь дети почти с рождения стучат по клавиатуре. Напечатанный текст легче читается, в нем меньше ошибок (спасибо программе проверки грамотности). Он дольше хранится, с ним легче работать (поиск по ключевым словам, изменение порядка слов, частей и т.п.).
Принцип восьмой: Оставаться на связи
Значение средств связи возрастает по мере роста числа пользователей. Вам не нужен телефонный аппарат, если у ваших друзей его тоже нет – не с кем разговаривать. Теперь, когда средства связи есть почти в каждой семье, в каждом офисе, все важнее получить информацию немедленно, все страшнее выключить телефон, не иметь доступа к электронной почте. Человек может в режиме реального времени участвовать в работе, происходящей совсем в другом месте. Может учиться, общаться, спорить всюду: и дома, и в библиотеке, и в поезде. Его активность будет обусловлена педагогическими, социальными факторами, а не принудительным заточением группы детей в класс на определенное время.
Принцип девятый: Получать все и сразу
Для человека естественно желать немедленного удовлетворения своих потребностей – и физических, и интеллектуальных. Набирая номер многоканальной службы сервиса, надеемся на немедленный ответ хотя бы от автомата, если оператор пока занят. Люди обижаются, не получив в течение часа ответа на электронное письмо. Мы все чаще отвечаем, пишем, звоним, даже не успев подумать, не представляя последствий своего действия.
Говорят, что в Интернете время движется по-собачьи. То есть один год примерно равен 7–8 годам человеческой жизни.
Говорят, что в Интернете время движется по-собачьи. То есть один год примерно равен 7–8 годам человеческой жизни.
Принцип десятый: Пользователь – почти творец
Лет 10 назад ученица, набирая на компьютере доклад, перепечатывала в него отрывки из энциклопедии. Потом появились электронные энциклопедии, и стало возможно копировать куски текста и включать их в работу одним нажатием клавиши.
На днях молодой человек спросил меня, можно ли не включать в доклад информацию, найденную в Интернете, а просто указать ссылки. “Вы сами прочитаете”.
Создавая свой сайт, вы ищете то, что вас интересует, на других сайтах, копируете, ставите ссылку на свою страничку. Вы и пользователь, и создатель, творец чего-то нового. Вас объединяет деятельность в общей программе.
На днях молодой человек спросил меня, можно ли не включать в доклад информацию, найденную в Интернете, а просто указать ссылки. “Вы сами прочитаете”.
Создавая свой сайт, вы ищете то, что вас интересует, на других сайтах, копируете, ставите ссылку на свою страничку. Вы и пользователь, и создатель, творец чего-то нового. Вас объединяет деятельность в общей программе.
* * *
Конечно, учителя должны использовать новые технические возможности в преподавании, но гораздо важнее изменить сам педагогический процесс.
Хочу пояснить свою мысль на примере бизнеса. Последние 20 лет некоторые компании вкладывали огромные деньги в техническое оснащение: компьютеры, сети… А некоторые не увлекались техническими новинками. Результат? Уровень преуспевания и тех и других оказался примерно одинаков. А кто на самом деле вырвался вперед? Те предприятия, которые не просто по-новому стали делать свою продукцию, но начали выпускать принципиально новый товар. Установили иные отношения с потребителем, новый уровень сервиса, организации.
Если ваши отношения с учениками, методика преподавания не изменились за последние годы, то наличие компьютера в классе не поможет, а его возможности останутся неиспользованными. Новую систему преподавания необходимо строить с учетом особенностей сознания нового поколения.
Речь не идет об отказе от всех привычных методов. Привычный не означает плохой, а новый не всегда лучший. Я просто пытаюсь понять, что собой представляют дети, сидящие за партой, и как учить их, таких не похожих на нас.
Хочу пояснить свою мысль на примере бизнеса. Последние 20 лет некоторые компании вкладывали огромные деньги в техническое оснащение: компьютеры, сети… А некоторые не увлекались техническими новинками. Результат? Уровень преуспевания и тех и других оказался примерно одинаков. А кто на самом деле вырвался вперед? Те предприятия, которые не просто по-новому стали делать свою продукцию, но начали выпускать принципиально новый товар. Установили иные отношения с потребителем, новый уровень сервиса, организации.
Если ваши отношения с учениками, методика преподавания не изменились за последние годы, то наличие компьютера в классе не поможет, а его возможности останутся неиспользованными. Новую систему преподавания необходимо строить с учетом особенностей сознания нового поколения.
Речь не идет об отказе от всех привычных методов. Привычный не означает плохой, а новый не всегда лучший. Я просто пытаюсь понять, что собой представляют дети, сидящие за партой, и как учить их, таких не похожих на нас.
0 коммент.:
Отправить комментарий