Цифровой разрыв в одной отдельно взятой школе. Проблемы-спутники
Автор: Людмила Рождественская
Цифровой разрыв, цифровое неравенство, в некоторых переводах - цифровой барьер - термин, появившийся уже в 21 веке. Для разных стран и разных ситуаций интерпретируется по-разному, но суть от этого не меняется. Практически всегда - это обозначение разницы в возможностях доступа к информации и к образованию для разных категорий населения/разных возрастных и социальных групп. Например, поскольку традиционные СМИ вытесняются "новыми медиа", а информационные каналы быстрыми темпами мигрируют в Интернет, то отсутствие у какой-то группы людей доступа к последнему или неумение пользоваться компьютером, автоматически означают проявление "цифрового разрыва".
Для нас сегодня важно посмотреть на ситуацию цифрового разрыва в каждой отдельно взятой школе, попробовать описать и проанализировать ее.
Цифровой разрыв часто проходит/проявляется в школе сразу по нескольким осям. На эти оси буквально нанизываются проблемы - спутники цифрового неравенства.
Цифровой разрыв часто проходит/проявляется в школе сразу по нескольким осям. На эти оси буквально нанизываются проблемы - спутники цифрового неравенства.
- Это разрыв между учениками, имеющими дома доступ в Сеть, с родителями, образованными в отношении использования Интернета детьми, и учениками, не имеющими доступа (или доступ есть, но родители борются с "интернет-зависимостью" своих детей исключительно запретами). Проблемы: неравные возможности в получении информации, отсутствие навыков, опыта сетевого общения, трудности в организации э-обучения в поддержку учебному процессу за счет использования домашних ресурсов.
- Это разрыв между подростками, владеющими навыками интернет-серфинга и общения в социальных сетях, и учителями, зачастую даже не представляющими, что стоит за этими понятиями. Возможные проблемы: низкая учебная мотивация учащихся, дисциплинарные проблемы, отсутствие взаимопонимания между учениками и учителями, невозможность организации сотрудничества учителей и учащихся, отсутствие перспектив для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.
- Это разрыв между какой-то частью учителей школы, постоянно развивающих свои навыки ИКТ, и другой (часто явно преобладающей по количеству) частью учительского коллектива, не пользующейся Интернетом вообще, или пользующейся очень мало. Проблемы - отсутствие свободного обмена информацией и пространства для открытых дискуссий, отсутствие профессиональной кооперации между учителями, несформированность коллективного запроса на повышение квалификации, ухудшение перспектив профессионального роста учителей.
- Это разрыв между продвинутыми учителями - одиночками-первопроходцами, применяющими ИКТ в преподавании своего предмета, живущими активной сетевой жизнью, и администрацией, еще не оценившей инновационный потенциал технологий для управления школой. Бывает, правда, и наоборот: когда более продвинутой в отношении пользовательских навыков оказывается администрация. Проблемы - неэффективное управление школой, плохая обратная связь, невключенность учеников и учителей в управление школой, высокая вероятность конфликтов и управленческих кризисов, ухудшение перспектив на проведение любых преобразований в школе.
- Это разрыв между молодыми родителями, освоившими Интернет на работе или в вузе, и учителями, ни в какую не желающими общаться с ними по мейлу, не говоря уже о блогах. И вновь, может быть по-другому. Именно родители по каким-то причинам (часто это отсутствие ИКТ-навыков, привычек, необходимых установок) оказываются неготовыми поддержать учителя-энтузиаста, привлекающего их к взаимодействию через сеть. Проблемы - отсутствие обратной связи от родителей, пассивное участие родителей в делах школы, незнание современных возможностей образования, ухудшение перспектив ребенка на получение высшего образования.
Работа над проблемами, порождаемыми ситуацией цифрового неравенства, представляет собой во многих школах назревшую управленческую задачу. К ее решению привлекается весь коллектив школы, причем, не только учителя, но и ученики, и их родители...
Необходимо вместе вырабатывать систему последовательных и осмысленных шагов по:
- обновлению школьной программы с учетом использования ИКТ,
- переходу на электронный документооборот,
- организации электронного инфообмена в школе,
- экспериментированию с новыми интернет-практиками,
- обучению учителей, и вообще, созданию системы постоянного обучения и мотивирования учителей, применяющих ИКТ в работе.
И быть при этом готовыми к сопротивлению изменениям и возникновению конфликтов...
Последнее в списке является самым долгосрочным и, может быть, самым важным из серии инновационных проектов/преобразований в школе.
Последнее в списке является самым долгосрочным и, может быть, самым важным из серии инновационных проектов/преобразований в школе.
0 коммент.:
Отправить комментарий