четверг, 28 июня 2012 г.

Девятка победителей фестиваля по блогам

Автор: Ээльмаа Юрий
Девятка победителей фестиваля по блогам: В статье про критерии оценки блогов я обещал познакомить читателей с проектами победителей Фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» 2012 года. Тема в этом году звучала так: «Деятельность педагогических работников по созданию, использованию и продвижению блогов образовательного назначения в сети Интернет» (памятка: не забыть на досуге убить придумавшего формулировку).
На Фестиваль было выдвинуто 46 работ из 43 учреждений Петербурга. Тут необходимо налить большую бочку дегтя. Откуда работы берутся? Так как РЦОКОиИТ — учреждение городского уровня, то на всех мероприятиях существует сначала районный отбор, а уж лучшие в районе работы посылаются на город. Таким образом, Центр не регулирует и не влияет на то, что присылается районами. Когда я впервые увидел список из 46 работ и внимательно его просмотрел, у меня закралось подозрение появилось четкое убеждение, что кто-то в районных научно-методических центрах не совсем нормальный. Из одного района прислали сайт методобъединения учителей-предметников, два ресурса в списке — группы «ВКонтакте», масса пустых, только что созданных блогов. Как проводился районный отбор, был ли он вообще, слышали ли люди в НМЦ слово «блог» — огромная тайна. При этом большое количество очень качественных петербургских педагогических блогов в перечень не попало, они хорошо известны в Сети, но туда, видимо, работники НМЦ не ходят. Раздражило невероятно.


Но бог с ними. Приступим к блогам победителей.


(Необходимая оговорка. Все написанное ниже стоит воспринимать как чрезвычайно субъективную аннотацию педагогических блогов. Этому есть две причины. Во-первых, пишется это для авторского блога, а не в качестве отчета в Комитет по образованию или официальной рефлексии проведенного мероприятия. Во-вторых, так получилось, что из 9 победителей были лишь 2 ресурса, о которых я ранее не знал, со всеми остальными были давние или не очень отношения, многие блоги я наблюдаю не один год. 6 из 9 — либо выпускники моих курсов разных лет и продолжительности, либо члены Клуба. Так что беспристрастным быть у меня здесь вряд ли получится.)


Девятое место. Учитель информатики гимназии № 295 Арефьева Нелли Яковлевна. Блог учителя информатики. Наибольший интерес в блоге вызывает раздел «Уроки информатики», в котором можно увидеть видеоролики и кроссворды, сделанные учениками + обучающие материалы, размещенные учителем. Есть и раздел «Рабочие тетради», но я много кликал по ссылкам — содержания в тетрадях обнаружить не удалось. Может, конечно, не докликал...


Восьмое место. Учитель информатики школы № 548 Пивненко Ольга Алексеевна. Блог учителя информатики. Существующий уже несколько лет, очень известный педагогический блог, за помощью к которому прибегали многие и многие педагоги. Огромный, грамотно структурированный массив информации по сетевым сервисам и сценариям их учебного использования. По сути здесь не один, а несколько объединенных блогов — основной блог дополняют блоги «Ученикам», блог с электронными тетрадями. На первый взгляд, блог не интерактивен (постоянных комментариев к постам не особо много), однако это не так: к примеру, на сайте с электронными тетрадями встроен Cbox. Почему жюри так не высоко оценило блог Ольги Пивненко — затрудняюсь сказать.


Седьмое место. Учитель химии школы № 159 Титова Галина Васильевна. На удивление долго человек шел к пониманию назначения и содержания своего блога (это не плохо, лично для меня необычно). Открытый в 2010 году, только к этому году он приобрел свою предметность, направленность, лицо. Он очень удачен в качестве «точки входа» ученика в образовательный Интернет. Внешне очень яркий, изобилует всякими анимированными безделушками (думаю, детям нравится). Если блог почитать — можно увидеть постоянный диалог с учениками. Отдельно хотелось бы отметить участие Г. Титовой в «Парковом уроке» (см. посты за апрель-июнь). Хороший рабочий инструмент.


Шестое место. Учитель математики лицея № 179 Пак Наталья Николаевна. Плюс - это крест минусу. Блог, о котором я ранее не знал. Очевидно, что блог здесь — постоянный инструмент сопровождения учебного процесса (только за 5 месяцев этого года автором написаны около 160 постов!) Несмотря на то, что на блоге есть очень длинная страница «Статистика и комментарии блога» (зачем — не понял, может быть, для Фестиваля?), я попробовал отлистать назад 6 или 7 страниц с постами (на каждой странице по 6 постов), но всюду обнаружил только надпись «0 коммент.». «Может быть, ранее наблюдалась большая активность», — подумал я. И зашел в «Гостевую книгу». И обалдел: 434 сообщения с декабря 2011 года, в подавляющем большинстве — связанных с классным руководством. Дети, родители... мощная коммуникативная среда! Получается, что сам блог у Натальи Николаевны исключительно для математики, в ГК — как среда общения с классом. Мне показалось необычным. Что еще в этом блоге обратило на себя внимание — количество и объем «уходящих за горизонт» страниц. При том, что обычно в блоге основа — это хронологическая лента сообщений, а страницы выполняют, скорее, факультативную, сопровождающую функцию. В общем, строго называть все это блогом я бы не стал. Скорее, это блог, который сильно стремится стать сайтом с мощной коммуникативной компонентой, вынесенной за пределы этого ресурса. Очень странно. Очень интересно. Несомненно, достойно.


Пятое место. Учитель русского языка и литературы школы № 243 Воронкина Анна Владимировна. В резонансе. Страницы блога используются как агрегатор справочных материалов для учеников и тестовых упражнений. Отдельно отмечу «Доску почета», где учитель в calameo-формате представляет хорошие работы учеников. Хорошо сделана «точка входа»: через блог учителя ученики получают доступ к словарям и другим литературным сайтам, материалам по письменным работам (изложение, сочинение и др.).
О содержании блога. Дети рассуждают о Печорине, выполняют тест по «Мертвым душам» и «Онегину», учитель публикует в комментариях работы учеников. Можно спорить с автором, утверждающим, что «это всего лишь литературоведческая терминология, без владения которой невозможно адекватно говорить о художественном тексте», но это субъективно. Многое действительно интересно. Признаться, я совершенно не хотел здесь вспоминать инцидент с автором, собирался только аннотировать блог. Пока не нашел пост «Я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает...» Завершается разговор о романе, дети пишут синквейны, есть хорошая презентация... Но есть такое понятие, как «авторское право» и уважение к чужому труду. Презентация в блоге, закачанная учителем в свой аккаунт Slideboom, на самом деле состоит не из 41, а из 48 слайдов, имеет автора — Ирину Вяткину, учителя литературы из 213 школы (кстати, у нее есть приличный блог), и сделана на курсах «Информационные технологии для учителей литературы», которые мы вели с С.В. Федоровым. Нет ничего зазорного, чтобы пользоваться хорошими материалами коллег (мы сами на курсе отдавали слушателя материалы, сделанные их «предшественниками»), но не как здесь: взята презентация, убран слайд с контактной информацией и положено как материал из ниоткуда. Вот полный вариант работы, как говорится, найдите 10 отличий. Это нормально?


Четвертое место. Учитель истории ГБСКОУ школы № 3 Красногвардейского района Кузнецова Мария Евгеньевна. Давайте попробуем БЛОГ!. У Марии я как-то вел очень краткосрочные курсы, относительно результатов которых я был настроен очень скептически. Но тут, думаю, как раз тот вариант, когда человеку был нужен лишь небольшой толчок, чтобы начать действовать. Блог создан только в декабре 2011 и за 4 месяца превратился в мощный педагогический ресурс. Учитель делает тематические блоги и гуглосайты с детьми, проводит уроки с помощью блога, судя по гаджету «Сайты педагогов нашей школы», активно внедряет «вебдванольщину» в своем учреждении. Упомяну, что блог используется как «точка входа» в образовательный Интернет. Активное участие Мария принимала в «парковом проекте». Можно еще посмотреть гуглосайт автора.


Третье место. Учитель начальных классов 73-й Ломоносовской гимназии Разживина Елена Александровны. Блог учителя начальных классов. Как по-разному учителя приходят в сетевую деятельность. Пройдя 40-часовой районный курс по веб-технологиям, только заведя блог, Елена осенью 2011 года «отважилась» возглавить проект на Началке, посвященный Ломоносову. И провела! Офицерами становятся в бою:)) Я всегда привожу этот пример, когда слышу нытье из цикла «мы только курсы кончили», «может, через годик попробую», «я еще не готов, вот выучу еще стомильёнов сервисов и тогда уж...» (это любимое!). Блог действительно огромный, в нем есть как материалы, посвященные использованию ИТ в образовании, посты о жизни класса, учебные материалы, электронные тетради. Один из лучших питерских блогов началки.


Второе место. Учитель русского языка и литературы 622 гимназии Силина Светлана Вячеславовна. «Для тех, кто хочет знать». Блог Светланы — тоже результат долгого «блогопути», профессионального поиска себя и интонации своего ресурса. Сейчас — интереснейший проект. Да, качественная «точка входа» (как писал в посте о критериях, важный компонент, не устаю это повторять). О самом блоге у Светланы есть отдельный пост. Но главное здесь — диалогическая среда, постоянный предметный разговор с учениками. Читайте:

Ну вот мы и подобрались к финалу. Признаться, я действительно волновался, когда ждал, что скажут насчет первого места остальные члены жюри (думал, что придется ругаться). Этот блог я посмотрел пятым или шестым в общем списке (напоминаю, работ было 46), читал долго, потом понял, что по сути дальше смотреть нечего — победитель ясен. Если помните, в критериях оценки был такой пункт:



Блог стимулирует становление сообщества (появление проектов, инициатив, продуктов сетевой учебной деятельности)
0 баллов — нет
5 баллов — попытки сделаны, но они неудачны
20 баллов — можно увидеть некоторое количество продуктов сетевой деятельности
50 баллов — блог как постоянный генератор коллективной сетевой активности педагога и учеников, блог координирует постоянную сетевую работу, которая становится органичной частью учебного процесса

Максимальное количество баллов по всем номинациям в нашем Фестивале было 150. При этом в этом критерии была возможность получить сразу 50 баллов. Идея заключалась в том, чтобы получивший здесь высший балл мгновенно вырывался в победители. Более 30 участников в этом критерии получило 0 баллов, потому что никаких следов сообщества в их блогах не было видно. Здесь важно то, что блог учителя становится не дополнением, улучшающим и облегчающим работу в традиционных форматах, а образовательный процесс частично переносится в электронную среду. Да, это сложно, но, как показала практика, возможно.


Так вот, я только блогу победителя поставил эти 50 баллов. Потому что можно делать блог красивый и не очень, можно инициировать и вести дискуссии, можно размещать материалы и писать посты... А можно на постоянной основе перенести преподавание в электронную среду, осмысленно использовать разные инструменты и это в блоге отражать. То есть по сути это даже не блог, а иллюстрация образовательного процесса в веб-среде, которую можно увидеть через блог. Разница понятна, да? Итак, представляем победителя.


Первое место. Учитель физики лицея № 590 Шевчук Елена Анатольевна. «В мире физики». Открываем. Все простенько, минималистично? Тогда углубляемся в чтение.
Откроем страницу «Рабочие проекты»: физики углубляются в чтение, остальные простые смертные (такие, как автор этих строк) просто рассматривают деятельность и ощущают комплекс профессиональной неполноценности.
Потом откроем «Блоги учеников»: куда ни кликнешь — рабочий инструмент, а не просто ccылка. Тетрадей просто нет, зачем они, если есть блоги? Комплекс усиливается.
Дальше просто почитаем посты.
И т.д., и т.д., и т.д. Читать и учиться можно почти на каждом посте. Потом класть на стол руководителю заявление об уходе и идти подметать улицу, потому что вышеупомянутый комплекс уничтожает изнутри...


Еще можно на любой странице полистать учебный календарь (ведется недолго — апрель и май — но принцип можно понять), посмотреть на озвучивание youtube-фильмов по физике и занимательные опыты, подготовиться к олимпиаде (одноименный раздел в правой колонке гаджетов).


Нельзя не упомянуть участие Елены в «парковом уроке» (см. мощнейший отдельный блог) — присутствовавшие на июньском Клубе получили огромное удовольствие от рассказа Елены. Кусаю локти, что не писал видео, оно того стоило...


В общем, если смотреть на все работы Фестиваля, то есть первое место и на большой дистанции от него находятся все остальные работы. При всем уважении к коллегам, простите субъектив. (Необходимое уточнение: Елена у меня на курсах не училась, а выросла сама. Самородок, так сказать...)


В конце хотелось обратить внимание на «очки-голы-секунды». Это был фестиваль, а не конкурс, не было цели сказать, кто лучше, кто хуже. Баллы нужны были исключительно ради того, чтобы оценивать важные (на взгляд организаторов) критерии. Поэтому первое-третье-седьмое место в этом перечне роли действительно не играют. Это просто опыт оценки прецедентного поля, некий ответ на вопрос «Как обстоят дела в Петербурге с педагогическими блогами?» Поэтому апелляции и вопросы «а почему мне столько-то» попросту неуместны.


Ну и в конце официальная презентация по Фестивалю, сделанная методистами Центра:


P.S. Постараюсь еще написать отдельный пост про блоги, не вошедшие в финальную девятку, но в чем-то интересные. Stay Tuned!


4 коммент.:

Ёжик 15 июля 2012 г. в 14:55  

Елена Александровна! Поздравляю от души с очередной победой!!!
С уважением Прохорова О.

Елена Александровна Разживина 15 июля 2012 г. в 20:43  

Спасибо большое, Ольга Николаевна! Приятно, что в призёры Фестиваля попал блог учителя начальных классов. Очень часто нас серьёзно не воспринимают учителя среднего и старшего звена.

Ткачева Оксана 28 июля 2012 г. в 20:14  

Уважаемая Елена Александровна, от всей души позравляю Вас с победой! Посмотрела все блоги-призёры. Вы-ЛУЧШАЯ!

Елена Александровна Разживина 28 июля 2012 г. в 20:27  

Оксана Николаевна, спасибо! Оценка коллег важна и значима для меня.

Наша ШКОЛЬНАЯ жизнь ...

Праздники Российской Федерации


FriendFeed badge

Рейтинг блогов
Автор блога - Разживина Елена Александровна. Технологии Blogger.

  © Blogger templates The Professional Template by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP