воскресенье, 20 марта 2011 г.

Учимся решать задачи, часть 1

Автор статьи - Анна Ростошанская
Как быть, если ребенок не может правильно понять суть задачи и верно решить её? С чем связаны трудности в решении задач и как их преодолеть?
При решении задач возможны три основных типа ошибок:
  • ошибки из-за непонимания сути задачи и её вопроса
  • ошибки в разработке плана решения и его выполнении
  • ошибки в вычислениях.
Для начала рассмотрим ситуацию, когда ребёнок не понимает, задача перед ним или нет, что значит «решить задачу», т.е. испытывает затруднения с пониманием сути задачи и её вопроса.
Любая текстовая задача содержит два обязательных элемента: условие и вопрос. Решить задачу – значит, найти ответ на вопрос. Для того, чтобы ребёнок научился ориентироваться в структуре задачи и находить условие и вопрос, можно использовать следующие упражнения:
1. Задача и незадача
Предложите ребёнку прослушать или прочитать два текста:
1) В вазе лежало 3 яблока, а на тарелке 2 яблока.
2) В вазе лежало 3 яблока, а на тарелке 2 яблока. Сколько всего яблок было в вазе и на тарелке вместе?
Побеседуйте с ребёнком об этих текстах, предложите ответить на следующие вопросы:
  • Чем похожи эти тексты? Чем отличаются? (Похожи началом и содержанием, отличаются окончанием, количеством предложений, наличием вопроса) 
  • Какой из этих текстом можно назвать задачей? Почему? (Во втором тексте есть вопрос, поэтому его можно назвать задачей)
  • Как из первого текста сделать задачу? (Дополнить его вопросом)
  • Дополни первый текст так, чтобы он стал задачей, но не такой, как 2й текст. (Нужно добавить вопрос, но не такой как в тексте 2 – например, «На сколько яблок в вазе было больше, чем на тарелке?»)
Благодаря этому упражнению ребёнок научится на самом элементарном уровне выявлять такой элемент задачи, как вопрос.
2. Путаница
В этом задании-игре вы предлагаете найти и исправить ошибки, допущенные при составлении задач.
Примеры заданий с ошибками:
1) На цветке сидели бабочки. 2 бабочки улетели. Сколько осталось? (в задаче пропущено числовое данное – неизвестно, сколько бабочек было сначала)
2) У Маши было 4 конфеты, а у Саши – 6 конфет. Сколько конфет съела Юля? (Вопрос не соответствует условию. Можно или дополнить условие задачи – например, «Маша и Саша угостили Юлю, и у них осталось 3 конфеты», или изменить вопрос – например, «На сколько у Саши конфет больше, чем у Маши?»)
Такие задачи с недостающими данными или вопросами, не соответствующими текстами, дети воспринимают как весёлую игру, быстро учатся придумывать такие задания сами. Вы можете занять ребёнка этой игрой во время поездки, прогулки.
3. Задачи-вопросы
Есть особый способ формулировать задачи, когда они укладываются в одно вопросительное предложение. Например:
  • Сколько лет маме, если она на 5 лет моложе папы, а папе 35 лет?
  • Сколько километров от дома до леса, если от леса до дома 2 км?
  • Какова сумма, если первое слагаемое равно 5, а второе – 3?
Подобная формулировка многих ребят ставит в тупик, особенно если они привыкли чётко различать текст условия и вопрос, оформленный отдельным вопросительным предложением. Поэтому задачи-вопросы очень важно не упускать из виду, особенно актуальны они при развитии навыка устного счёта.
Подскажите ребёнку, что условие задачи здесь «прячется» в вопросе и содержит числовые данные. Возможно, чтобы раскрыть секрет задач-вопросов, вам будет нужно показать ребёнку, как такую задачу можно превратить в обычную, с условием и вопросом, сформулированными традиционно: "Сколько лет маме, если она на 5 лет моложе папы, а папе 35 лет?". При традиционной формулировке это задача выглядит так: "Папе 35 лет. Мама на 5 лет моложе папы. Сколько лет маме?"
Вариантов заданий, которые помогут ребёнку понять структуру задачи и научиться выделять условие и вопрос – очень много: к заданному условию придумать вопрос, начинающийся со слов «На сколько…»; придумать условие к предложенному вопросу; устроить соревнование – кто придумает больше задач по картинке и т.п.
Наибольшего эффекта удастся достичь, если подобные игры-занятия вы сможете включить в повседневную жизнь, придумывая короткие простые задачки о бытовых ситуациях, с которыми ребёнок ежедневно сталкивается. Тем самым вы покажете практическую пользу умения составлять и решать задачи: Для приготовления омлета нужно 2 ложки молока на 1 яйцо. Сколько ложек молока нужно для омлета из 3 яиц?
Поскольку жизнь мало похожа на школьный учебник, постарайтесь, чтобы предлагаемые вами задачи не были однотипными – чередуйте задачи-вопросы, задачи-парадоксы, задачи с недостающими данными. Это позволит ребёнку научиться более оперативно ориентироваться и решать задачи не только на уроках математики, но и в быту.
Материал с сайта Littleone  http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/256/ 

Наша ШКОЛЬНАЯ жизнь ...

Праздники Российской Федерации


FriendFeed badge

Рейтинг блогов
Автор блога - Разживина Елена Александровна. Технологии Blogger.

  © Blogger templates The Professional Template by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP