понедельник, 21 марта 2011 г.

Зачем дети лгут, и что с этим делать?


Автор статьи - Елена Шайдаева
Устами младенца глаголет истина. Доля правды и информация к размышлению есть и в детской лжи: привирая, ребенок пытается донести до нас то, что не хочет или не может сказать по-другому. К тому же вранье – процесс увлекательный. Соврав однажды, малютка входит во вкус, если он получил выгоду, а родители не заметили обмана.  
Итак, разберемся, почему дети врут, и что с этим делать. 

Ложь, как снежный ком
Для обмана есть много поводов. Лгут дети тогда, когда хотят получить желаемое, привлечь внимание, избежать наказания, чтобы властвовать над родителями или оставаться хорошими. Вранье может изливаться назло, как защитная реакция, или быть процессом, доставляющим маленькому «оратору» удовольствие. Часто ребенок начинает обманывать, подхватив этот «вирус» от лгущих сверстников, начинает копировать чье-то поведение, узрев в нем что-то важное для себя, пробуя примерить на себя новый образ. В основе детского сочинительства часто лежат реальные проблемы и трудности, которые испытывает  ребенок. Его ложь, как лакмусовая бумажка, показывает, чего ему не хватает, что мешает, о чем он мечтает, что чувствует.
Причиной лжи становится и неуемная детская фантазия, вера в волшебство, чудо. Мир, полный несуществующих или преувеличенных красок, увлекает воображение ребенка, и он начинает транслировать свои впечатления в реальность. Ему так интереснее, это забавляет и радует. Для маленьких детишек всё, что придумало их воображение, существует действительно. Взрослому важно проследить грань, когда метафоры и аллегории переходят из разряда ярких речевых оборотов в заменители реальности.
Поводы и причины обмана с возрастом меняются и добавляются. «У дошкольников-малышей – это скорее фантазии на вольную и невольную тему, - утверждают педагоги Заряна и Нина Некрасовы, - Вольную – когда сочиняют для собственного удовольствия, не ища явной выгоды для себя. Невольную – когда почувствуют и поймут, что обман приносит какую-то выгоду. По сути, нет у них пока четкого осознания того, что обманывая, они нарушают какие-то моральные нормы. Они поступают, как им удобней и проще. И выгодней».
Малыши очень нуждаются в родительской заботе и опеке. Они очень быстро замечают, что плохое поведение тотчас вызывает реакцию взрослых, а хорошее – не всегда. Таким образом, родительское невнимание к ребенку провоцирует его солгать, приврать, чтобы напомнить еще раз о себе. Как следствие – ребенок начинает лгать, чтобы заслужить одобрение и похвалу. Тогда к вранью примешивается еще и хвастовство.
Дошкольники часто лгут ради выгоды. Когда, например, мама что-то разрешает, а папа, наоборот, запрещает – чадо быстро сообразит, при ком что можно делать, а что нельзя.
Лгут из страха. Боятся быть наказанным, брошенным. «Дети боятся больше всего отторжения, - продолжают Некрасовы, - А вдруг я такой плохой, а вдруг меня больше не любят? А вдруг мама, папа и даже бабушка никогда-никогда больше не будут со мной играть?» Из всего этого можно сделать один простой вывод: ребенок обманывает, когда ему чего-то не хватает от близких и хочет это восполнить.
Ребенок подрастает, старые причины для лжи остаются, а новые появляются. Сильное влияние на ситуацию оказывает уже школа, одноклассники, учителя. Ведь успеваемость в школе становится одним из главных критериев оценки личности ребенка. В этом возрасте человек также начинает подражать окружающим взрослым, а ложь постепенно обрастает понятием морали. Появление этой категории в ценностной ориентации ребенка свидетельствует также об осознании ответственности за свои поступки.
Подросток за счет лжи пытается самоутвердиться и отстоять независимость, когда не может добиться этого своими реальными поступками. Ложь теперь – инструмент самообороны, чтобы не допустить кого-то к своим тайнам и несформировавшимся идеалам. «Подросток будет обманывать, если рамки, ограничения, которые были в детстве, не изменятся, - утверждают Заряна и Нина. – Вы были защитниками и «опекунами», теперь подростку нужен опытный старший друг». Лгут подростки также, упиваясь своей хитростью и изворотливостью: вот, мол, какой я умный, никто не может разгадать моего обмана, и это есть моя власть над остальными.
Таким образом, ложь, зародившись глубоко в детстве, обрастает, как снежный ком, всё новыми причинами и последствиями. Вмешаться никогда не поздно, но, конечно, чем раньше, тем лучше.
Что делать?
В младшем возрасте, когда ложь – это увлекательная игра воображения, взрослому важно вовремя одернуть ребенка и вернуть его в реальность каким-нибудь неожиданным действием. Попросить что-то сделать, например, помыть яблоко, или акцентировать внимание на чем-то более близком и доступном, чем то, о чем рассуждает ребенок: «Выпей компот, поправь хвостики, давай смотаем нитки в клубок» - что угодно, чтобы отвлечь ребенка от  воздушных замков и вернуть в «земной» мир. Причем эффект неожиданности, как считают психологи, здесь сыграет свою роль.
Маленькие дети не осознают последствий своего вранья. Им важно получить выгоду здесь и сейчас. Задача родителя – воспитать в ребенке ответственность, пробудить совесть. С маленькими детьми психологи советуют «проигрывать» такие сложные ситуации через игру, сказку. Например, придумайте историю о том, что случилось после того, как кто-то (абстрактный малыш, девочка, мальчик) совершил нехороший проступок (в основе должны лежать детали и события из жизни вашего ребенка) и обсудите это с ребенком. Акцентируйте внимание именно на последствиях. Ребенок должен понять, что такое хорошо, а что такое плохо.
Как объясняют специалисты, на сознание в любом возрасте воздействует визуализация высказываний, речи. Например, с «врушками» психологи советуют сыграть в игру «Шило в мешке не утаишь». Положите шило в мешочек, потрясите его, помните. В общем, пусть ребенок убедится, что острое шило в любом случае проколет мешок и обязательно появится снаружи (конечно, соблюдая при этом правила безопасности - прим. редактора). И скорее всего ребенок сам об него уколется. Основной смысл игры – к тебе вернется то, что ты сделал, а тайное всегда становится явным.
Когда в основе лжи лежат страхи, переживания, неудовлетворенность чем-то, важно понять, что именно в семье, детском саду или школе, провоцирует ребенка на обман. Если ребенок охотно делится переживаниями, например, с бабушкой, а вам на ваши вопросы выдает какие-то небылицы или просто отмалчивается, возможно, вы слишком требовательны к ребенку, проявляете излишнюю жесткость. Причин может быть масса, здесь, если сложно справиться самим, помогут разобраться психологи. Зачастую причина детского вранья заключается именно в нас самих, во взрослых. Дети под кальку считывают поведение, видя родителей в разных ситуациях и их способ взаимодействия с людьми.
Как узнать правду и понять, что ребенок лжет?
Если вы знаете, что случилось – не допрашивайте ребенка, не провоцируйте на обман еще раз. Сообщите сам факт: вам известна ситуация. А дальше необходимо обсудить, что делать и как разрешить проблему.
Если вранье неявное и вам не до конца понятно, врет ребенок или нет, задавайте больше конкретных вопросов, вникайте к детали, а также задавайте одни и те же вопросы, но в разных формулировках, или старайтесь уточнить один и тот же факт, но с разных сторон. Ведь можно с ходу выдать складную историю, а вот просчитать все ракурсы ситуации и не проколоться в мелочах, повторяя и повторяя описание, уже сложнее.
Верными признаками вранья является мимика, жесты ребенка, его интонация. Меняются движения, появляются непроизвольные жесты: ребенок становится суетлив, ноги, а часто туловище лгунишки разворачиваются от вас, ребенок создает иллюзию важных дел в разговоре с вами (начинает вертеть игрушку, нажимать какие-нибудь кнопки). Меняется взгляд и выражение глаз: лукавый взгляд кота из мультика «Шрек» - явный признак, если перед этим ребенок быстро отводит взгляд в сторону. А бывает, что наоборот старательно избегает прямого взгляда, часто моргает. Тогда нужно обязательно поймать взгляд ребенка и сказать ему: «Смотри мне в глаза». Как правило, насторожиться нужно, если ребенок без конца повторяет «честное слово», «правда-правда», «так и было». Но не стоит, при наличии отдельных признаков, сразу выносить неоспоримый вердикт. Поспрашивайте у ребенка детали истории, отправьте его на некоторое время подумать, а потом вновь вернитесь к обсуждению. Ребенок не должен бояться сказать правду, он должен увидеть, что его способны понять.
Так или иначе, детская ложь – хороший индикатор психологического состояния ребенка. А также свидетельство динамично развивающегося интеллекта: ведь малыш научился связывать причину и следствие и просчитывать на несколько шагов вперед свои действия. Так что, если маленький врунишка делает это искусно, и вы даже не сразу смогли его раскусить, на секунду можете порадоваться и возгордиться, а уже потом принимать спасательные меры, чтобы ложь не перешла в хроническую болезнь.
Источник - Фонтанка.Ру. Детская

 

Наша ШКОЛЬНАЯ жизнь ...

Праздники Российской Федерации


FriendFeed badge

Рейтинг блогов
Автор блога - Разживина Елена Александровна. Технологии Blogger.

  © Blogger templates The Professional Template by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP